Есенин С.А. - Микола

Скачать этот текст


                1
        
        В шапке облачного скола,
        В лапоточках, словно тень,
        Ходит милостник Микола
        Мимо сел и деревень.
        
        На плечах его котомка,
        Стягловица в две тесьмы,
        Он идет, поет негромко
        Иорданские псалмы.
        
        Злые скорби, злое горе
        Даль холодная впила;
        Загораются, как зори,
        В синем небе купола.
        
        Наклонивши лик свой кроткий,
        Дремлет ряд плакучих ив,
        И, как шелковые четки,
        Веток бисерный извив.
        
        Ходит ласковый угодник,
        Пот елейный льет с лица:
        "Ой ты, лес мой, хороводник,
        Прибаюкай пришлеца".
        
                2
        
        Заневестилася кругом
        Роща елей и берез.
        По кустам зеленым лугом
        Льнут охлопья синих рос.
        
        Тучка тенью расколола
        Зеленистый косогор...
        Умывается Микола
        Белой пеной из озер.
        
        Под березкою-невестой,
        За сухим посошником,
        Утирается берестой,
        Словно мягким рушником.
        
        И идет стопой неспешной
        По селеньям, пустырям:
        "Я, жилец страны нездешной,
        Прохожу к монастырям".
        
        Высоко стоит злотравье,
        Спорынья кадит туман:
        "Помолюсь схожу за здравье
        Православных христиан".
        
                3
        
        Ходит странник по дорогам,
        Где зовут его в беде,
        И с земли гуторит с богом
        В белой туче-бороде.
        
        Говорит господь с престола,
        Приоткрыв окно за рай:
        "О мой верный раб, Микола,
        Обойди ты русский край.
        
        Защити там в черных бедах
        Скорбью вытерзанный люд.
        Помолись с ним о победах
        И за нищий их уют".
        
        Ходит странник по трактирам,
        Говорит, завидя сход:
        "Я пришел к вам, братья, с миром -
        Исцелить печаль забот.
        
        Ваши души к подорожью
        Тянет с посохом сума.
        Собирайте милость божью
        Спелой рожью в закрома".
        
                4
        
        Горек запах черной гари,
        Осень рощи подожгла.
        Собирает странник тварей,
        Кормит просом с подола.
        
        "Ой, прощайте, белы птахи,
        Прячьтесь, звери, в терему.
        Темный бор, - щекочут свахи, -
        Сватай девицу-зиму".
        
        "Всем есть место, всем есть логов,
        Открывай, земля, им грудь!
        Я - слуга давнишний богов -
        В божий терем правлю путь".
        
        Звонкий мрамор белых лестниц
        Протянулся в райский сад;
        Словно космища кудесниц,
        Звезды в яблонях висят.
        
        На престоле светит зорче
        В алых ризах кроткий Спас;
        "Миколае-чудотворче,
        Помолись ему за нас".
        
                5
        
        Кроют зори райский терем,
        У окошка божья мать
        Голубей сзывает к дверям
        Рожь зернистую клевать.
        
        "Клюйте, ангельские птицы:
        Колос - жизненный полет".
        Ароматней медуницы
        Пахнет жней веселых пот.
        
        Кружевами лес украшен,
        Ели словно купина.
        По лощинам черных пашен -
        Пряжа выснежного льна.
        
        Засучивши с рожью полы,
        Пахаря трясут лузгу,
        В честь угодника Миколы
        Сеют рожью на снегу.
        
        И, как по траве окосья
        В вечереющий покос,
        На снегу звенят колосья
        Под косницами берез.
        
        1913 - август 1914
        
        

Примечания

  1. Микола (с. 12).- Бирж. вед., 1915, 25 августа, № 15047; Р16; Р18; Рж. к.; Р21; Грж.

    Печатается по наб. экз. (вырезка из Грж.).

    Датируется по Рж. к., где дата (1915) проставлена автором (о степени достоверности авторских датировок в Рж. к. см. в преамбуле к комментариям наст. тома, с. 274). По свидетельству И.В.Евдокимова, в его распоряжении был экземпляр Р16 с другой авторской датой написания поэмы: «Август 1914 г.» (Собр. ст., 4, 378). В наб. экз.- помета: «1913».

    Принятая датировка поэмы вполне согласуется с совокупностью сохранившихся документальных данных по предыстории ее первой публикации в Бирж. вед. Так, Л.В.Берман писал Есенину 26 июля 1915 г.: «Был как раз у Дмитрия Владимировича , когда (в июне) пришло от Вас письмо и стихи, которые читал, как всегда, с радостью и... немножко с завистью» (Письма, 203). Судя по всему, Есенин прислал тогда Философову для публикации свои новые сочинения. Еще до получения письма Бермана поэт узнал о внезапном закрытии журнала («Я очень жалею, что „Голос жизни“ закрылся»,- писал он В.С.Чернявскому 22 июля). Примерно после 15 августа Есенин обращается к Философову: «Мне очень бы хотелось быть этой осенью в Питере, так как думаю издавать две книги стихов. Ехать, я чую, мне не на что. Очень бы просил Вас поместить куда-либо моего „Миколая Угодника“. Может быть, выговорите мне прислать деньжонок к сентябрю». Из сопоставления приведенных сведений следует, что поэма «Микола» бесспорно находилась среди тех новых произведений Есенина, которые получил редактор «Голоса жизни» в июне 1915 г.

    Философов выполнил просьбу поэта и переслал рукопись «Миколы» редактору Бирж. вед. М.М.Гаккебушу с сопроводительным письмом от 22 августа 1915 г.: «...прилагаю стихи Сергея Есенина, с его письмом на мое имя. Стихи этого талантливого поэта из народа печатались уже в „Русской мысли“ и в „Северных записках“» (Письма, 306). Днем раньше он написал Есенину: «Стихи Ваши „Микола“ я отправил <...> редактору „Биржевых ведомостей“. О судьбе их Вас извещу» (Письма, 205). Через несколько дней поэма появилась в Бирж. вед.

    Ее датировка 1915-м годом подкрепляется также наблюдениями современных текстологов. Так, анализируя третью строфу третьей главки «Миколы», В.А.Вдовин полагает, что эти строки Есенина «исключают датировку стихотворения 1913 годом, ибо Россия вступила в первую мировую войну, как известно, лишь в августе 1914 года. Но стихотворение это не могло быть написано и в начале войны, когда русские войска одерживали победы и в откликах Есенина на войну преобладали мажорные тона <...>. В дальнейшем, примерно с середины 1915 года, в стихах Есенина появляются сосредоточенность, сдержанная скорбь и глубокое сочувствие к страданиям простых людей» (ВЛ, 1969, № 8, август, с. 191). Приведя далее библиографические данные о первой публикации «Миколы» в августе 1915 года, исследователь заключает: «Примерно в это время оно и было написано» (там же). С доводами В.А.Вдовина соглашался Е.И.Прохоров (ВЛ, 1972, № 9, сентябрь, с. 187).

    Автобиография Есенина (в записи И.Н.Розанова от 26 февраля 1921 г.) содержит краткие сведения о генезисе поэмы: «...в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу» (Восп., 1, 442). Почти три года спустя (1 января 1924 г.) Есенин написал «Предисловие» к своему собранию стихотворений (издание которого тогда не состоялось). Бо́льшая часть этого текста посвящена разъяснению «щекотливого этапа» - религиозности автора: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии. Отрицать я в себе этого этапа вычеркиванием не могу так же, как и все человечество не может смыть периода двух тысяч лет христианской культуры, но все эти собственные церковные имена нужно так же принимать, как имена, которые для нас стали мифами: Озирис, Оаннес, Зевс, Афродита, Афина и т.д.».

    Одно из первых публичных авторских чтений поэмы состоялось на вечере литературного общества «Краса» в Петрограде 25 октября 1915 г. В отчете о вечере «Красы» З.Д.Бухарова отметила, что в «Миколе» «живет, дышит, колышется вся до последней черточки наша деревня, с мудро-детскими верованиями, исконно-благолепной обрядностью, языческой, природной непосредственностью, трудовым по́том и праздничным разгулом» (газ. «Петроградские ведомости», 1915, 4 ноября, № 247; подпись: З.Б.).

    Было отмечено в печати и другое тогдашнее выступление Есенина с чтением «Миколы» - 19 ноября 1915 г. на первом вечере литературно-художественного общества «Страда» (газ. «Новое время», Пг., 1915, 21 ноября, № 14261, газ. «Петроградский вечер», 1915, 22 ноября, № 166).

    В.Л.Львов-Рогачевский, назвав «Миколу» «прекраснейшей поэмой», подчеркнул, что «Микола Есенина - поэт и созерцатель, русский Франциск Ассизский, влюбленный в красоту Божьего мира». Далее критик продолжал:

    «Своему Христу, Николе, он сообщает тепло и ласку чего-то родного...

    - Я учился в селе Спас,- рассказывал он мне,- и путал в детстве молитву Богородице, читая вместо „Яко Спаса родила“ - около Спаса родила <...>.

    У этого поэта не византийские грозные лики, а радостные Франциски, благословляющие леса, поля и горы...» (Львов-Рогачевский В. «Поэзия новой России: Поэты полей и городских окраин», М., 1919, с. 72-73).

    Три года спустя П.С.Коган писал: «Колыбель его охраняли Христос и святые, и до сих пор он продолжает их видеть среди родных лесов. <..> Ласковый угодник Микола, как и встарь, в лаптях и с котомкой на плечах ходит мимо сел и деревень. <...> В этом эпическом мире, откуда вышел Есенин, неведомы гордые пути организованной человеческой борьбы за свое счастье. <...> Господь с престола посылает Миколу, своего верного раба, обойти русский край, защитить там „в черных бедах скорбью вытерзанный люд“. <...> Вот эту смиренную Русь любит Есенин» (Кр. новь, 1922, № 3, май-июнь, с. 254-255; вырезка - Тетр. ГЛМ).

    В книге А.П.Машкина поэма «Микола» была привлечена для иллюстрации следующего положения: в ранней лирике Есенина с деревенским бытом «органически срослась легенда про угодников божьих и других членов божественной иерархии до кроткого Спаса включительно.

    Здесь и путешествие господа-бога в одеянии нищего, <...>; здесь в лапотках и „милостник“ Микола, с котомкой за плечами и с посохом в руке, бродит по земле для защиты скорбью „вытерзанного“ люда <...>. Святители как бы входят в житейский обиход деревни поэта, сроднились, слились с ней...» (Машкин А.П. «Литература и язык в современной школе», Харьков, 1923, с. 50).

    Чуть позже напостовец Г.Лелевич в категорической форме сопричислил Есенина к кулакам: «Довольством зажиточного крепкого крестьянства дышали первые книги Есенина, и, как подобает домовитому кулачку, Есенин насквозь пропитал эти книжки религиозностью. Телка у него уживается рядом с богородицей, кутья - с угодником Николой, аромат лугов - с душным запахом ладана. И на мир он глядит не только сквозь двери клети, но и сквозь церковные окна» (журн. «Октябрь», М., 1924, № 3, сентябрь-октябрь, с. 180-181; вырезка - Тетр. ГЛМ).

  2. Микола - св. Николай, «архиепископ мирликийский, великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и после смерти, память его чтится повсеместно в христианской церкви, западной и восточной, в еретических обществах Востока, часто даже между мусульманами, живущими на Востоке, и язычниками в России» («Полный православный богословский энциклопедический словарь», СПб., , т. II, стб. 1654). День перенесения мощей святителя празднуется церковью 9 мая, а память совершается (в России) 6 декабря по ст. стилю.

  3. Стягловица (стягольница) - веревка или бечевка для затягивания чего-либо.

  4. Охлопья - от охлопать (отрясти, отряхнуть). Ср. также: охлопье - пакля.

  5. Лузга - здесь: мякина.

  6. В честь угодника Миколы / / Сеют рожью на снегу.- Это действие производилось в ночь на 6 декабря, чтобы умилостивить св. Николая для обеспечения обилия будущего урожая (обычай был распространен, в частности, в Рязанской губернии).

  7. Окосье - рукоятка косы, косовище.

  8. Косница - лента в косе.

Варианты

Бирж. вед., 1915, 25 августа, № 15047:

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
6
24
29
33
52
Бичева острей тесьмы
Ожерелья синих рос.
За березкою-невестой
И идет тропой неспешной
И за кроткий их уют.

Бирж. вед., 1915, 25 августа, № 15047; Р16; Р18; Тел. (согласно Собр. ст. 4, 378); Р21; Рж. к.:

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
97 И, как о траву окосья

Бирж. вед., 1915, 25 августа, № 15047; Р16:

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
100 За косницами берез