Есенин С.А. - Подпись Есенина на заявлении И. В. Соколова о приеме его во "Дворец искусств". Третья декада июня — осень 1919 г.

Скачать текст произведения


Третья декада июня — осень 1919 г. Москва

Сергей Есенин

На заявлении И. В. Соколова о приеме его во «Дворец искусств».

Печатается по автографу (РГАЛИ, ф. 589, оп. 1, ед. хр. 54).

Датируется с учетом времени выхода первой и второй книжек И. Соколова (см. ниже).

Впервые упомянута: Есенин 6 (1980), с. 288.

Текст заявления:

«„Дворец искусств“
от Ипполита Васильевича Соколова
(Столешников пер., д. 5, кв. 12. Тел. 2-68-71)

Заявление

Прошу принять меня в число членов „Дворца Искусств“ по Литературному Отделению. Я имею брошюрку стихов „Полное собрание сочинений“ (16 страничек).

Выступаю во Всерос<сийском> Союзе Поэтов в течени<е> почти целого года.

И. Соколов

Подписи рекомендующих членов Д. И.

1. Анатолий Мариенгоф.

2. Сергей Есенин».

Подписи Есенина и Мариенгофа не могли быть поставлены ранее 20 июня 1919 г. — даты выхода в свет упомянутой в заявлении книги «Полное собрание сочинений. Издание не посмертное. Том 1. Не стихи» (число в дате проставлено рукой автора на одном из экз. книги: собрание В. А. Дроздкова, Москва). Это, судя по всему, не могло произойти и после выхода в свет второй книги И. Соколова «Бунт экспрессиониста. Издание, конечно, автора. 1919, осень», так как тогда она была бы упомянута им в заявлении. Если принять во внимание возраставшую неприязнь Есенина к И. Соколову после провозглашения им 12 июля 1919 г. на эстраде-столовой Всероссийского союза поэтов «Хартии экспрессиониста», в которой заявлялось, что «весь <...> имажинизм — спекуляция на невежестве публики», то наиболее вероятно, что Есенин мог расписаться на заявлении И. Соколова в последней декаде июня — первой декаде июля 1919 г.

Соколов Ипполит Васильевич (1902—1974) — поэт, подражатель В. Шершеневича. Был вначале приверженцем имажинизма, неоднократно выступал с поэтами-имажинистами на литературных вечерах. Затем провозгласил новое течение в русской поэзии — экспрессионизм. Выпустил серию брошюр: «Бунт экспрессиониста», «Бедекер по экспрессионизму», «Экспрессионизм». При этом хотел быть в составе имажинистской группы, в чем его поддерживали В. Шершеневич и А. Кусиков. Последний даже помог И. Соколову в 1921 г. издать книжку «Имажинистика» (издательство «Орднас»). О том, как отреагировал Есенин на рождение экспрессионизма, можно узнать из дневниковой записи (14 июля 1919) поэта Т. Мачтета:

«Кафе обращается в кабак <...> в плацдарм вроде вечера экспрессионистов, когда Есенин полез на эстраду с палкой» (РГБ, ф. 162, карт. 5, ед. хр. 8, с. 167). По свидетельству другого очевидца, в тот вечер «И. Соколова Есенин прямо назвал бездарностью: „Нет, господа, вы послушаете меня, а не эту бездарность, которая говорить-то даже не умеет! “ <...> Один выступает, другой его с ног сшибает — поэты XX века!..» (Письма, 319).

Есенин неизменно выступал против официального вхождения И. Соколова в группу имажинистов (см. Ройзман, с. 86). И Ройзман, и Шершеневич в своих воспоминаниях описали инцидент между Есениным и Соколовым (май 1920 г.), закончившийся пощечиной, которую получил последний (Мой век, с. 585—586; Ройзман, с. 87).

После 1923 г. Соколов отошел от поэзии. Много и успешно работал в области театроведения и киноведения, а в последние годы жизни — фотографии.