Есенин С.А. - Литературный вечер в Большом зале Московской консерватории. 4 ноября 1920 г. - [Афиша]
4 ноября 1920 г. Москва
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
(Б. Никитская)
В четверг, 4-го ноября с. г.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
«СУД НАД ИМАЖИНИСТАМИ»
Литературный обвинитель |
Валерий Брюсов. |
Подсудимые имажинисты |
И. Грузинов, |
С. Есенин, А. Кусиков, Д. Мариенгоф, В. Шершеневич. |
|
Гражданский истец |
И. А. Аксенов. |
Свидетели со стороны обвинения |
Адалис, С. Буданцев, Т. Левит. |
Свидетели со стороны защиты |
Н. Эрдман, Ф. Жиц. |
12 судей из публики
Начало в 7 ½ час. вечера
Билеты продаются — Зал Консерватории,
ежедневно от 11 до 5 час.
Театральная касса РТО (Петровка, 5), а в день лекции
при входе в зал
Примечания
-
23. Афиша, объявляющая участие Есенина в литературном вечере. 4 ноября 1920 г. (с. 550).
Печатается по тексту, воспроизведенному факсимильно в кн.: Грузинов И. С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве. М., кн-во Всероссийского союза поэтов, 1926.
И. В. Грузинов назвал литературный «Суд над имажинистами» и состоявшийся через одиннадцать дней «Суд над современной поэзией» выдающимися литературными вечерами, устроенными в 1920 г. (Мой век, с. 686). Об этих мероприятиях был опубликован отчет (Н. Захаров-Мэнский; газ. «Жизнь искусства», Пг., 1920, 15—16 дек., № 632—633), в котором, в частности, говорилось: «Четвертого ноября Союз поэтов объявил в помещении Большого зала Консерватории „Литературный суд над имажинистами“. Председателем был избран публикой б. присяжный поверенный Соколов. Обвинителем выступил Валерий Брюсов, гражданским истцом — И. А. Аксенов, свидетелями со стороны обвинения — Адалис, С. Буданцев и Т. Левит; защитником Ф. Жиц. Собралось громадное количество публики, переполнившей огромный зал. Судебное разбирательство прошло очень серьезно; обвиняемые и обвинители выдвинули ряд любопытных литературных фактов. „Присяжные“ оправдали имажинистов и течение было признано законно существующим...».
О вечере 4 нояб. сохранилось много свидетельств современников, позволяющих воссоздать достаточно полную картину происшедшего. На пятый день после этого события поэт Т. Г. Мачтет записал в дневнике: «...На днях имажинисты устроили суд над собой в зале консерватории и привлекли всю Москву. На эстраде устроили форменный суд с присяжными и адвокатами и ругали на все корки Шершеневича и его друзей. Тут же на эстраде собрались все поэты и литераторы и следили за процессом. <...> Читали стихи Есенин, Грузинов, Мариенгоф, Шершеневич. Их скандальная репутация, безобразия и рекламирование друг друга сделали свое дело, и в зале яблоку негде было упасть. Публика хохотала, шумела, свистела, ругалась, но вместе с тем и слушала с интересом. Особенно мне понравился
момент после окончания вечера, когда публика всей массой хлынула к эстраде, на которой стояли имажинисты» ( РГБ, ф. 162, карт. 6, ед. хр. 7, л. 72). И. Грузинов в своих мемуарах характеризует тактику, избранную обвинением: «В обвинительной речи, которую произнес Валерий Брюсов, было много иронии. В иронии, и только в иронии, заключалась сила выступления литературного обвинителя. Иван Аксенов также решил построить свою речь на фундаменте иронии, но из этого ничего путного не получилось <...> К концу речи гражданского истца публика стала весело подтрунивать над ним. Есенин заметил недостаток гражданского истца. Учтя слабое место противника, он быстро построил план действий» (Мой век, с. 687). О том, как (в передаче Грузинова) был окончательно посрамлен Есениным гражданский истец («тип, утонувший в бороде») рассказано в наст. изд., т. 6, с. 550. Грузинов и другие мемуаристы сходятся на том, что решающее значение в вынесении оправдательного приговора сыграли новые стихи, прочитанные поэтами-имажинистами. Г. А. Бениславская особо отмечает Есенина: «...короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк и совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и стан, начинает читать:
Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха <...> Потом он читал „Трубит, трубит погибельный рог!..“ Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: „Прочитайте еще что-нибудь“. И через несколько минут, подойдя, уже в меховой шапке с собольей оторочкой,
по-ребячески прочитал еще раз „Плюйся, ветер...“». (Материалы, с. 18—19).
-
Адалис (псевд.; наст. фам. Ефрон) Аделина Ефимовна (1900—1969) — поэтесса, переводчица.
-
Левит Теодор Маркович (1902(4) —1942) — поэт.
-
Жиц Федор Аронович (Арнольдович; 1892—1952) — критик, писатель.