Есенин С.А. - Выставка стихов и картин с участием Есенина в Большой аудитории Политехнического музея. 3 апреля 1919 г. - [Афиша]


3 апреля 1919 г. Москва

Всероссийский союз поэтов
Больш. аудит. ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

В четверг, 3-го апреля
ВЫСТАВКА СТИХОВ И КАРТИН
ИМАЖИНИСТОВ

— 1 отделение —

В. ШЕРШЕНЕВИЧ: Мы кто и как нас оплевывают.

С. ЕСЕНИН: Кол в живот.
(футуристы и пр.
ветхозаветщики)

А. МАРИЕНГОФ: Бунт нас

(нота имажинистов миру)

Г. ЯКУЛОВ: Образ краски.

— 2 отделение —

ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИН

Георгия Якулова, Медунецкого, 2-х Стенбергов, Денисовского,

Светлова, Эрдмана

И СТИХОВ

С. Есенин: ОТЕЛИВШИЙСЯ БОГ
А. Мариенгоф: ВЫКИДЫШ ОТЧАЯНИЯ
В. Шершеневич: КООПЕРАТИВЫ ВЕСЕЛЬЯ

— 3 отделение —

СЛОВОПРЯ:

бомбы критики, очередная бестолочь, дружеское против шерсти,

последнее слово, как всегда, за ИМАЖИНИСТАМИ.

Начало в 7 часов 7 минут вечера.

Билеты РАСХВАТЫВАЮТСЯ у швейцара музея, Союз поэтов, «Домино»,

Тверская 18, от 3 до 11 час. веч., Петровская театральная касса, Петровка 11.

Цена билетов от 2 руб. (входн. число ограничено) до 20 руб.

Примечания

  1. 12. Афиша выставки стихов и картин с участием Есенина. 3 апреля 1919 г. (с. 544).

    Печатается по оригиналу (ГЛМ, изофонд XX века, 35787).

    Подписавшие декларацию имажинистов поэты и художники не считали имажинизм только литературной школой. В воронежском журнале «Сирена», поместившем на своих страницах эту декларацию, также была напечатана статья художника Б. Р. Эрдмана (в соавторстве с Шершеневичем) «Имажинизм в живописи». И в этой статье, и в выступлениях Г. Б. Якулова (см. напр. сообщение о его докладе «Футуризм увяз в Китае» // Известия, 1919, 10 апр., № 77) критиковалось футуристское направление в живописи и выражалась уверенность в скорой победе имажинизма и в этой области искусства. Выставка стихов и картин имажинистов в большой аудитории Политехнического музея была своего рода представлением их достижений

    в поэзии и живописи широкой публике. Г. Б. Якулов пригласил для участия в этой выставке своих учеников, выпускников Первых государственных свободных художественных мастерских (бывшее Строгановское училище) Н. Ф. Денисовского, В. А. и Г. А. Стенбергов, К. К. Медунецкого, С. Я. Светлова. Критика не обошла молчанием выставку. После этого события журнал «Вестник жизни» (1919, № 6/7, с. 83) поместил рецензию, в которой новая группа осуждалась за отсутствие положительных художественных достижений и слабое подражание футуризму: «...снова агитационный бум, широковещательные декларации и манифесты». Отмечалось чтение стихов Есениным, Шершеневичем и Мариенгофом. Внимания, по мнению рецензента, заслуживала лишь группа художников-имажинистов с их идеологом Г. Якуловым, хотя и она, как утверждает автор рецензии, «не дает еще цельного синтеза, необходимого после разрушительной работы футуризма». Газета «Известия» (1919, 6 апр., № 75) отметила: «...широкая реклама не помогла организаторам „выставки“ наполнить публикой б. аудиторию Политехнического музея. По откровенному признанию идеологов нового течения (доклады: т. т. Шершеневича, С. Есенина, А. Мариенгофа и др.) „имажинисты чужды логике мысли“ — отсюда не вполне определившаяся идеология, противоречивое и перегруженное широковещательными „декларациями“ и „манифестами“ творчество».

    В своих мемуарах В. Шершеневич рассказал о выступлении Есенина на этом вечере: «Есенин говорил непонятно, но очень убедительно. Он, не смущаясь, забирался в самые дебри филологии и почти междупланетных рассуждений. Есенин предполагал, что вся аудитория состоит из одних ученых или поэтов. Он рассуждал мимоходом о таких сложных вещах, что даже нам, хорошо его знавшим,

    иногда бывало трудно следить за быстротой и связью мыслей. Есенин прекрасно понимал сущность вопроса. У него бывало слабоволье речи, но не слабоволье мысли. Жаль, что Есенин никогда не записывал своих фраз. „Ключи Марии“ дают весьма слабое представление о сумме трезвых бредов этого поэта. Весьма возможно, что в рассуждениях Есенина было не меньше научной истины, чем в исканьях Хлебникова, и уж во всяком случае больше, чем в обычных томах и статьях по поэтике» (Мой век, с. 565—566).

  2. Медунецкий Константин Константинович (1899—1934) — театральный художник.

  3. ...2-х Стенбергов... — Имеются в виду братья Стенберги: Владимир Августович (1899—1982) и Георгий Августович (1900—1933) — графики и театральные художники.

  4. Денисовский Николай Федорович (1901—1981) — живописец, график.

  5. Светлов Сергей Яковлевич (1900—1966) — живописец.

  6. С. Есенин: ОТЕЛИВШИЙСЯ БОГ — аллюзия на строки из поэмы «Преображение»: «Пою и взываю: // Господи, отелись!»

  7. А. Мариенгоф: ВЫКИДЫШ ОТЧАЯНИЯ — название сборника стихотворений, подготовленного им к изданию в 1919 г. (не вышел).

  8. В. Шершеневич: КООПЕРАТИВЫ ВЕСЕЛЬЯ — аллюзия на строки из стихотворения «Предложение имажиниста»: «Давайте устроимте в каждой строке // Кооперативы веселья». Восходят к теме статьи поэта «О веселом в искусстве» (газ. «Мир», М., 1918, 26 сент., № 44).